Сайт учителя информатики Хохриной Елены Александровны

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Система работы учителя информатики и ИКТ ГБОУ СОШ с. Ольгино Хохриной Елены Александровны

Система работы учителя информатики и ИКТ

ГБОУ СОШ с. Ольгино  Хохриной Елены Александровны

             Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Все большее число учителей, родителей и учащихся приходят к убеждению, что результатом полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыках работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире. При том огромном количестве прикладных программ (в их числе – текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, пакеты математических функции, системы управления базами данных, развлекающие и обучающие комплексы, компьютерные игры) и высочайшем уровнем их исполнения умение программировать - не обязательное условие для использования персонального компьютера в практической деятельности. Это ставит новую задачу в информатике - научить детей быть с компьютером на "ты", помочь им овладеть готовым инструментарием и стать пользователем в широком смысле, то есть самостоятельно находить новые области применения знаний.

Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Целостная информационно-образовательная среда делает возможными и необходимыми перемены в содержании, ориентированные на будущие потребности, с одновременным снижением нагрузки учащихся. Изучение этого процесса, управление им и проектирование его — одна из главных  задач, которые  я  поставила при разработке собственной педагогической системы.                                                                                                        

На мой взгляд, решить поставленную задачу можно, используя новые образовательные технологии, и в частности, компьютерные технологии обучения.  

Своеобразие и новизна использования компьютерной технологии в обучении и воспитании очевидна:

- применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

- использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

 - повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

 - обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

 - расширяется возможность развития способностей учащегося к самостоятельному поиску и открытию истины, приобретению и использованию навыков решения принципиально новых жизненных задач, формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. Такой подход согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектным, исследовательским подходами.

-  обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.    

 - по сравнению с другими технологиями компьютерные технологии обучения позволяют развивать идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций.  А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Своеобразие и новизна использования компьютерной технологии проявляется и в изменении роли учителя на уроке:

         - для меня компьютер предоставляет большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождает значительную часть  времени для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее.                                                               

- компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель более свободен и позитивен в своем отношении к детям.                                                                                                 -  компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.                                

         -  освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, я  получаю большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.                                                                     Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности.      Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:        - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам);                                                                                                     

- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;                                                                                

          - как монотехнология (всё обучение, управление учебным процессом опирается на применение компьютеров).                                                 В практике моей работы реализуется второй вариант, то есть компьютерная технология как основная, определяющая.  Данная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, представленного программными средствами, записанными в памяти компьютера, и возможностями телекоммуникационных сетей.          Из множества типов компьютерных обучающих программ я выделила для себя 2 группы:               - готовые к применению специализированные обучающие (дидактические) программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении.                            Специализированные обучающие программы являются готовым к применению программным продуктом, который используется преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только дозировать меру ее использования.                                            

- программы-инструменты, которые представляют собой некоторую программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным предметным содержанием.                                                    Программы такого типа можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения различным учебным материалом пользователем непрограммистом.  В рамках каждого типа к настоящему времени имею некоторый  фонд полноценных программ. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии фирмы "Кирилл и Мефодий", обучающий диск «Базы данных MS Access 2000», развивающий и обучающий диск «Мир информатики» в 2 ч. и др. С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с компьютером  и т. д.                                                             

Мной опробованы методические комплексы разных авторов. Первоначально, работа велась по  программе  А. Г. Кушнеренко, Г. В. Лебедева, Р. А. Сворень  «Основы информатики и вычислительной техники (общеобразовательные учреждения)».  Обучение велось по безмашинному курсу и это стало большим минусом, так как доступ к ЭВМ был эпизодический или вообще отсутствовал (2000-2003 год).   Далее был осуществлен переход на программу А. Г. Гейна, Н. А. Юнермана.  «Информатика (общеобразовательные учреждения)», но меня не устроила  практическая составляющая обучения, она минимальна, при этом материал по некоторым темам приходилось искать в других источниках, так как в учебнике его не содержалось.  Поэтому с появлением достаточного количества компьютеров для осуществления практических занятий работа ведется по программе И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русакова, Л. В. Шестаковой  «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. Учебники этих авторов содержат необходимый материал и описание практических работ.                                          Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, повторении материала, контроле знаний, умений и навыков. При этом он может выполнять для ребёнка разные функции: учителя, рабочего инструмента, функцию объекта, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.                                                                                  

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.                                                                              Использование компьютерной технологии предполагает реализацию ряда основополагающих психолого-педагогических принципов обучения, а именно:                                                                                                    Компьютерная технология обучения предполагает обучение через общение ребёнка с компьютером, то есть через организацию диалога между учеником и программным интерфейсом. Реализуется такой принцип компьютерной технологии как принцип самостоятельной деятельности. Индивидуальный режим работы на компьютере вынуждает учащегося работать самостоятельно, что положительно сказывается на развитии его различных психических качеств. Это создаёт условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время. Данный принцип очень хорошо проявляется при проведении практических работ, например, по теме «Графический редактор». Учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выясняют, как изобразить «эллипс», «квадрат», «кривую», как смешать цвета и получить новую палитру. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка. Этот принцип реализуется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе. Сложность компьютерной программы может задаваться так же индивидуально. Тем самым у ученика поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. При изучении текстового редактора можно подобрать индивидуально для каждого ребёнка программу, например, Блокнот, Word Pad, MS Word, а так же различного уровня сложности задания по теме. Это позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности.     Использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации к учению и развития творческих способностей. Таким образом, реализуется принцип наглядности компьютерной технологии.        Компьютер обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Поскольку наглядно - образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то использование их в обучении чрезвычайно эффективно. Так, изучение устройства электронной таблицы целесообразно проводить, обращаясь к её виду на экране компьютера. Не обойтись без наглядной  демонстрации и при изучении тем «Интернет», «Гипертекст». При изучении большинства тем теоретической информатики я часто использую мультимедийные ИТ.  Мною разработано большое количество презентаций к урокам информатики, часть из них представлена на сайте.                                       Принцип поэтапного преодоления трудностей при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности для определенной возрастной группы или некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Весь материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого. Обучение строится таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпом и содержанием развития личности  посредством организации обучающих воздействий. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой. Этот принцип тесно связан с другим важнейшим принципом –  принципом  индивидуализации и дифференциации обучения.  Индивидуализация учебного процесса может производиться: по последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине материала, по времени обучения,  по предлагаемым разъяснениям и справочным материалам. Компьютерная технология позволяет существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью выполнившие задания по текущему разделу, сразу же получают разрешение на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через процедуру повторения материала. На начальной стадии этой процедуры я ученикам предоставляю возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок. Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников реализую «дополнительную помощь».  Предложенный алгоритм позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в разные промежутки времени. Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики, сэкономившие время при прохождении основного материала, получают возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня сложности. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому ученику возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна. Практическая  работа предоставляет учащимся возможность заниматься исследовательской деятельностью, что укрепляет полученные знания.      Таким образом, средства вычислительной техники создают условия индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.                                                По уровню применения отношу компьютерную технологию к общепедагогическим и рассматриваю  процесс обучения не как «перекачку» знаний, а как процесс управления состоянием ученика.                                             При этом используются такие частно-методические технологии, как мультимедийные и здоровьесбережения.                                        Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Компьютерная наглядность выступает как средство отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа  Power  Point.  Для меня презентация – это  увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.                                                                        Презентация обеспечивает учителю возможность для:                       

 - информационной поддержки;                                                                       - иллюстрирования;                                                                                            - использования разнообразных упражнений;

          - экономии времени и материальных средств;

          - построения канвы урока;

          - расширения образовательного пространства урока.

В сравнении с другими технологиями обучения использование  презентаций на уроках ведет к следующим результатам –  у школьников наблюдается:    

 - концентрация внимания;

- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

- повышение интереса к изучению предмета;

- возрастание мотивации к учебе.                                                          Главными  достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия.  Кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов я могу выделить некоторые психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения школьников:        

1. Визуализация.  Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.  Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.          

2. Ускорение процесса материализация замысла  в виде рисунка или схемы.     

3. Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.                                                                    

4. Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.                                            

5. Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).                                                          

6. Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.                                                                            

От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Мой опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства подобного обучения:

-  интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;

- сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.                              

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, моя практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы ее применения:

- при изучении и закреплении нового материала.  Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.  Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

- для проверки знаний. Для меня  компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.

- для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

- во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов.                                       При создании презентаций я  обязательно соблюдаю все важные требования к её дизайну и здоровьесбережению: подбор цветовой гаммы и шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, обеспечивающий "читабельность" текста; тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство; продуманная анимация; высокое качество вставляемых аудио- и видеофрагментов. Здесь имеет место методический приём «делай как я»: во время просмотра компьютерной презентации на уроке учащиеся получают представление о возможностях  программы  Power Point  и, сами того не подозревая, учатся грамотно оформлять слайды. На своих уроках я практикую выполнение различных заданий в форме презентаций. В завершении изучения в 8 классе программы Power Point традиционно проводится конкурс на лучшую презентацию учащихся. Ребята выбирают тему согласно своим интересам и представляют в виде презентации на суд одноклассников и приглашенных учителей. Работу оценивают по выдвинутым критериям сами авторы (самооценка), одноклассники и учитель по 10-бальной системе. Работа, набравшая наибольшее количество баллов и становится победителем, помещается на сайте школы и сайте учителя информатики.  Приобретённый опыт помогает учащимся представлять достойные работы на конкурсах различных уровней:

Название конкурса

Название работы

Уровень

Результат 

1

Конкурс социальных проектов «Гражданин» (презентация и архив документов)

Ольгино мое родное

окружной

Грамота за активное участие

учащиеся 6 класса (2006 год)

2

Научно-практическая конференция

(презентация, реферат)

Ольгино мое родное

окружной

Грамота за активное участие

Корнеев Сергей, Сидорова Александра

(2006 год)

3

Слет юных краеведов (конкурс презентаций)

С любовью расскажу о своем селе

районный

Диплом 1 степени

Корнеев Сергей (2007 год)

4

Конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин»

(презентация)

Фотоархив «Такие далекие близкие школьные годы»

районный

Грамота 2 место

(2007 год)

5

Фестиваль классных компаний «Мы выбираем жизнь»

(слайд-шоу)

«Молодые ветра»

районный

Диплом 2 степени (2008 год)

6

Великая отечественная война

 (4 презентации)

Викторина о войне

всероссийский

Благодарственные письма (4 шт. - 2009 год)

7

Фестиваль классных компаний «Сделай мир лучше»

(презентация)

«Дети небес»

районный

Диплом 1 степени

 (октябрь, 2010 год)

8

Зональный этап областного конкурса агидбригад по профилактике ДТТ

(презентация)

Знай правила дорожного движения

окружной

Грамота за активное участие

(2010 год)

9

IV районная акция

(презентация)

21 век без сигарет

районный

Диплом 2 степени

учащиеся 7 класса (апрель, 2011 год)

10

Научно-практическая конференция

(презентация)

«Сущность концепции «золотого миллиарда»

региональный

Диплом 2 степени

Савельева Анастасия, 10 класс.

(апрель, 2011 год)

11

История родного края

(презентация)

Моя малая родина

всероссийский

Диплом 1 степени по Самарской области (сентябрь, 2011 год)

12

Конкурс агидбригад по профилактике ДТТ (видеоролик)

Безопасность

Районный

Диплом  за 1 место (28 октября 2011 г.)

выход на зональный уровень

                       

Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения  стоят обстановка и гигиенические условия. Урок информатики начинается с перемены. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка два раза в день. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно –  работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С, а в последнее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, для которых характеристики воздуха определяют ощущения комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления  и т.д.  О необходимости этой процедуры, я говорю на первом уроке каждого полугодия, да и в течение года незаметно напоминаю. При изучении темы в 8 классе «Вставка рисунков в текстовом редакторе» у нас проходит конкурс плакатов. Одна из тем  – техника безопасности в кабинете информатики. Лучшие плакаты размещаются в классе на стенде. Работы  получаются разные: деловые, смешные, красочные. Но результат этого урока не только в формировании навыков работы на компьютере, умении вставлять рисунки в документ. Главное обсуждение по этим плакатам затрагивает не только красочность, правильность обработки рисунка, сколько его актуальность для кабинета, для учителя, для самого ученика, для здоровья. На этом этапе формируется осознанное  отношение ученика к правилам поведения,  в общем,  и к своему здоровью в частности. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК,  строго  соблюдаю регламент продолжительности общения учеников с компьютером,  а при объяснении материала использую проектор, на большом экране которого демонстрирую все подготовленные аудио- и видеоматериалы.  При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки.  Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. Особенность уроков информатики  - это постоянное использование компьютеров. И,  несмотря на то, что продолжительность работы  в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза  учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы провожу простые и доступные  упражнение для глаз. Моменты здоровьесбережения прослеживаются так же в тематике и содержании материалов уроков. Например, урок по изучению электронных таблиц в 9 классе «Нормы питания».  Таким образом, формируется осознанное отношение учащихся к своему здоровью, сбалансированному питанию, здоровому образу жизни.              Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения.

 В практике обучения  применяю  следующие  методы:

- репродуктивный

- проблемный

- исследовательский

- метод моделирования

- метод проектов

- объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). Поэтому использую его на вводных уроках  информатики.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых.

 Находясь в проблемной ситуации, в новых практических условиях учащийся ведёт самостоятельный поиск решения, активно развивая при этом интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную сферы своей индивидуальности. При этом в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Наиболее ярко этот принцип проявляется при изучении алгоритмических конструкций. Ввод каждого нового оператора (цикла, ветвления, вспомогательного алгоритма) происходит при решении специально подобранной задачи - проблемы. В частности, изучение вспомогательного алгоритма сопровождается организацией проблемной ситуации: можно ли исполнителя обучить новым допустимым действиям. Эта ситуация разрешается в процессе обсуждения совместно с учителем. При разборе сложных алгоритмических задач применяю на уроке проблемно-поисковый (исследовательский) метод. Ученик должен делать свое открытие на уроке, не подозревая, что к нему его подвел учитель. Так, ставлю перед детьми задачу, совместно выясняем, что является данными для задачи, какие могут потребоваться промежуточные переменные при программировании, анализируем по шагам алгоритм. Ребята предлагают свой поиск решения, я, как учитель, стараюсь стать участником поиска, а не его руководителем. Если возникают затруднения, высказываю свое мнение, предлагаю какие-то шаги к решению  на правах участника поиска. Таким образом, организую поисковую деятельность. Вместе с учащимися выясняем, насколько найденный способ пригоден для решения других задач. Затем составляется блок-схема, по ней учащиеся пишут программу. Тот ученик, который первым написал программу, записывает ее на доске и после проверки ребята набирают готовую программу на компьютерах, и начинается процесс отладки. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

На мой взгляд, это наиболее важный из всех методов компьютерной технологии.  Моделирование дидактических понятий позволяет оказывать активное влияние на процесс их усвоения, прежде всего за счёт создания новой «предметной реальности», модели изучаемого объекта, процесса, явления. Ученик при этом является не просто созерцателем, но и активным участником действий. Это требует определённых навыков умственной деятельности, таких, как анализ, сравнение, обобщение, моделирование, структурирование и другие.

Поэтому необходимо формировать и развивать навыки осознанного использования приёмов такой умственной деятельности. По моему мнению, для решения этой задачи могут быть использованы базы данных. Целесообразно использовать их для развития приёмов работы с информацией: сравнения, группировки, классификации, систематизации, формализации, работы с информационными моделями.  Под информационной моделью понимают любой образ, аналог. А так же изображение, описание, схему, график, план объекта в виде знаков, символов, описаний. Способ представления информационной модели зависит от цели моделирования. Любая модель содержит только необходимую для решения поставленной задачи часть информации об изучаемом объекте.

Развивать приёмы и способы работы с информацией можно при подготовке учебного материала для баз данных. Работа по проектированию и построению баз данных, на мой взгляд, аналогична работе по созданию информационной модели. При этом решается ряд задач: формализация и представление знаний в конкретной предметной области.

При изучении баз данных развиваются умения

- работать с литературой;

- системно излагать содержание научных понятий;

- формализовать и структурировать материал;

- анализировать, классифицировать, сравнивать, моделировать изучаемый объект, процесс, явление.

Формализованное представление материала может быть реализовано посредством схематизации в виде графов, таблиц, текста, структурно - логической схемы, гипертекстового представления. Если в качестве разработчика базы данных выступает учащийся, то в итоге он непросто интуитивно выполняет познавательную деятельность, но получает целостное представление о ней, реализует приёмы и способы работы с ней на практике. На данном этапе мной ведётся поиск решения проблемы «Организация практических занятий по моделированию».

 Развивать исследовательские и творческие способности учеников позволяет метод проектов. Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин в единый обучающий процесс. Такой проект позволяет ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. Мной проводятся интегрированные уроки при изучении таких тем, как «базы данных», «электронные таблицы», «графический редактор», «текстовый редактор» и др. Текущий контроль усвоения материала осуществляю по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проектов, при этом применима взаимооценка школьниками друг друга. Результаты выполненных проектов на уроках информатики могут быть готовы к использованию на уроке в школе, в реальной жизни. Небольшие проекты учащиеся начинают выполнять с 8 класса. При изучении текстового редактора даю задание сделать красивый титульный лист для доклада со вставкой своей картинки, выполненной в графическом редакторе Paint. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада по разным предметам, создают согласно теме рисунки. Работы получаются непохожими, тем самым развиваются творческие способности ребят и равнодушных не остается. При изучении электронных таблиц  ребятами 9 класса изучаются нормы питания человека, и оформляется работа в виде электронной таблицы, где подсчитывается суточная норма каждого члена семьи учащегося по потреблению жиров, белков, углеводов. В результате получается проект, применимый в жизни всей семьи ребенка.

Интегрированные уроки детям нравятся. Об этом можно судить по рефлексии, которую я провожу на каждом интегрированном уроке. На уроке в 8 классе «Построение графика линейной функции в QBasic» из всего класса только двум на уроке «было трудно». На интегрированном уроке в 9 классе «Нормы питания» (по теме электронные таблицы) из 18 человек  только один любит, выполняя задание на уроке, рассчитывать на помощь. Высоко и качество знаний. Так,  в 8 классе качество знаний по информатике составило 85 % .

Объяснительно-иллюстративный метод применяется на уроке для наглядного объяснения материала, закрепления первичных знаний, контроля знаний и рефлексии. Учащиеся, видя на экране информацию, легче и значительно лучше воспринимают и запоминают материал урока.

В своей работе часто применяю  групповое  взаимообучение  как способ организации учебной деятельности. В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде.  Кроме того многим учащимся комфортнее и легче работать вместе, чем одному. Они с радостью встречают предложение поработать в группах, но в процессе работы выясняется, что это совсем не просто. Моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы учащихся был продуктивным. Важным моментом при организации групповой работы является: деление на группы, разработка и подбор заданий, оценивание деятельности учащихся. Класс делится на пары или четверки. Каждой группе дается свое задание. Учащиеся учатся проговаривать поставленную задачу, тем самым развиваются навыки мышления и памяти, работают в индивидуальном темпе, обеспечивается более прочное усвоение материала. Так при изучении темы «Кодирование» в 10 классе, на обобщающем уроке ребята, выполняя задание по переводу чисел из одной системы счисления в другую и построению по полученным числовым координатам в системе координат 8-ричной или 16-ричной системы счисления графического изображения, работают  в группах.

Изучение ИКТ не ограничивается только обучением в классе. Мной составлена программа объединения дополнительного образования  «Компьютерный мир», которая реализуется в течение двух лет. Программа утверждена  на заседании МО  педагогов дополнительного образования ЦДТ «Камертон». Воспитанниками являются дети 8-11 лет. Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Внедрение внеурочных занятий по информатике дало следующие результаты:

- повышение мотивации учащихся

- формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач

- повышение качества знаний

Анализ применения компьютерной технологии на уроках информатики показал, что уровень обученности учащихся значительно повысился

 

При этом из года в год увеличивается качество знаний учащихся

                Анкетирование учащихся по уровню комфортности на уроке информатики показало, что оптимальный уровень комфортности у 73% ,  допустимый уровень у 27% учащихся, критический уровень не выявлен.

Практика использования компьютеров в обучении показывает, что информационные технологии эффективны только в том случае, если создана личностно - ориентированная дидактическая компьютерная среда – целостность методологических, методических, технологических подходов, определяющих структуру, содержание и технологии компьютерного обучения, обеспечивающая условия саморазвития и самореализации личности, создающая благоприятные условия для реализации личностных функций субъектов образовательного процесса. Поэтому я считаю, что учитель информатики должен стать инициатором внедрения и использования информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в остальных предметах, во внеурочной деятельности. Таким образом, новые педагогические технологии, базирующиеся на информатике, должны пронизывать всё образование в целом.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: teacherinfo (11.12.2014)
Просмотров: 971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 21:15
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Наш опрос

Вы отметили Новый год
Всего ответов: 24

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Образовательная Га

    Инфознайка

    Учительский портал